здание Совета Европы
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Новоcти
Библиoграфия
Вoпросы и oтветы
Сcылки

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

ОБРАЗОВАНИЕ

Европейская культурная конвенция устанавливает рамки деятельности Совета Европы в области образования, культуры, культурного наследия, спорта и молодёжи. На сегодняшний день 47 европейских государств присоединились к Конвенции и принимают участие в работе Совета Европы по этим вопросам.

Руководство к действию

Реализацией программ Совета Европы в области образования и культуры руководит Совет по культурному сотрудничеству (СКС). Его работе помогают четыре специальных комитета по вопросам школьного образования, высшего образования и научных исследований, культуры и культурного наследия. Регулярно проводятся конференции отраслевых министров.

Образование: инвестиции в будущее Европы

Каким образом образование может содействовать укреплению прав человека, его основных свобод и развитию плюралистической демократии? Как оно может способствовать сближению народов Европы, взаимопониманию и укреплению доверия между ними? Как оно может помочь правительствам и гражданам Европы находить ответы на основные проблемы общества?

Совет Европы ищет ответы на эти многочисленные вопросы с помощью:

  • разработки крупномасштабных проектов в области школьного и высшего образования, а также систем образования взрослых;
  • обобщения новых идей, опыта и результатов исследований на благо всего общества;
  • развития связей и обменов, установления новых контактов и стимулирования партнёрства;
  • признания национальных дипломов в европейском масштабе;
  • издания материалов практических исследований, а также учебных и других пособий для преподавателей и руководителей сферы образования;
  • сотрудничества с другими европейскими институтами и неправительственными организациями.

Содействие в развитии образовательных программ для стран с развивающейся демократией

Просвещение в вопросах прав человека и воспитание активного ответственного гражданина является наиболее важным элементом на пути к плюралистической демократии. Совет Европы разработал специальные программы оказания помощи странам с развивающейся демократией в реформировании их систем образования, в частности, в разработке новых программ и подготовке преподавателей по этим ключевым темам. Значительное количество руководителей систем образования и практиков этих стран прошло переподготовку в соответствии с этими новыми подходами.

С 1996 году Совет Европы реализует специальную программу помощи, направленную на реформу образования с учётом укрепления прав человека в Боснии и Герцеговине. Она подразумевает организацию ежегодных летних школ для нескольких сотен учителей системы начального и среднего образования страны. Он также подготовил для Всемирного банка отчет о ходе проведения реформы всей системы образования в этой стране. Совет также сотрудничает с другими организациями в плане создания системы высшего образования в Косово.

Среднее образование в Европе

Цель этого проекта показать возможности средней школы в подготовке молодых людей к учёбе, профессиональному образованию, работе, их мобильности, досугу и повседневной жизни в новой демократической Европе с её культурным многообразием.

В результате проведения ряда симпозиумов стало возможным проанализировать проводимые реформы с точки зрения задач среднего образования, его содержания и методов, сотрудничества школ и местных коммун, подготовки преподавателей и требуемой для них квалификации. Особое внимание уделялось реформам проходящим в странах с развивающейся демократией. Кроме того, Совет Европы осуществил публикацию справочника по среднему образованию, состоящего из монографий по каждой стране.

Введение в среднее образование европейского измерения проиллюстрировано рядом публикаций с примерами конкретных начинаний, а также разработкой учебных материалов по европейской тематике. Наконец, была создана система национальных учреждений по развитию связей и обмена между школами. В рамках этого проекта в настоящее время проводятся семинары на национальном и региональном уровне, где отрабатывается соответствующая стратегия. В 1999 г. Комитет Министров принял рекомендацию в адрес государств-членов о реформе среднего образования, что явилось следующим шагом на пути реализации этого проекта.

Демократическая безопасность, социальная сплочённость и политика в области образования

Деятельность Совета Европы в данной области отражает его роль в качестве общеевропейского форума, разрабатывающего политику в области образования с целью закрепления демократических завоеваний и достижения социальной сплочённости. Задачами является быстрое и эффективное реагирование на возникающие ситуации и, в частности:

  • определение главных проблем в области образования с учётом новой европейской ситуации;
  • выявление тенденций, генеральных направлений развития и сложившихся приоритетов в образовательной политике стран-членов;
  • установление диалога в общеевропейском масштабе между руководством, преподавателями, родителями и неправительственными организациями путём обмена информацией и распространения новых идей и нахождением лучших решений.

Образование и демократическая гражданственность

В 1997 г. Совет Европы разработал проект, получивший название «Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности» (ОДГ) с целью переосмысления значения демократии и статуса граждан. При этом основными вопросами были: какие ценности и навыки необходимы каждому человеку для участия, как гражданина, в развитии процесса демократической гражданственности и как они могут быть приобретены или переданы другим согражданам?

В результате реализации исследовательской фазы проекта (1997-2000 гг.) был подготовлен доклад по вопросам обучения необходимым навыкам и стратегии образования граждан. В дополнение были подготовлены и реализованы другие аналитические проекты по так называемым «элементам гражданственности».

Предусматривается, что на следующем этапе реализации проекта ОДГ (в 2001-2003 гг.), основное внимание будет сосредоточено на содействии развитию и осуществлению политики в сфере образования граждан, поддержке в странах-членах сети образовательных учреждений и на создании европейского института, занимающегося деятельностью в сфере демократической гражданственности.

В соответствии с Пактом стабильности для Юго-Восточной Европы Совету Европу поручено координировать деятельность других международных организаций в области образования на благо демократической гражданственности.

Высшее образование

Комитет по высшему образованию и научным исследованиям Совета стремится решать проблемы, с которыми сталкиваются университеты и другие высшие учебные заведения Европы. Он даёт возможность представителям министерств и университетов обмениваться мнениями и разрабатывать европейские программы. В сферу актуальных приоритетных направлений его деятельности входит роль высшего образования в повышении уровня знаний на протяжении всей жизни, европейские исследования по вопросам демократической гражданственности, признание квалификации и реформа законодательства высшего образования в новых странах-членах.

Взаимное содействие при проведении реформы в сфере образования

Целью этого проекта является оказание помощи новым странам-членам в реформировании их законодательства в области высшего образования. Осуществление этой программы принимает различные формы:

  • проведение консультаций;
  • семинары с участием многих стран по анализу проблем развития высшего образования, представляющих взаимный интерес;
  • учебные поездки с целью изучения опыта по некоторым аспектам применения законодательства и формирования политики в области высшего образования;
  • публикация серии сравнительных исследований.

Имеются такие программы содействия в других областях образовательной политики.

Исследования в области образования

Европейская система документации и информации в области образования (ЕСДИО) способствует систематизации и обмену результатами исследований, проводимых во всех европейских странах. Накопленная база данных может использоваться через систему Интернет всеми заинтересованными руководителями сферы образования, научно-исследовательскими работниками и преподавателями. Совместно с Европейской Комиссией Совет Европы руководит разработкой Европейского справочника по образованию, представляющего собой представленный в определённом порядке список ключевых слов на 17 языках.

Современная языковая политика в многоязычной и мультикультурной Европе

Проект по современным языкам Совета по культурному сотрудничеству ориентируется на развитие нового диверсифицированного подхода к изучению языков в контексте демократического европейского гражданства. Его реализация включает анализ политики в области изучения языков, выработку лучших стратегий для максимальной диверсификации, включая развитие и опробование общеевропейских инструментов взаимопонимания в данной области. Особое значение придаётся образованию, способствующему взаимопроникновению культур, международному признанию сравнимых квалификаций для улучшения мобильности и расширения перспектив занятости, пожизненному обучению, с тем, чтобы найти своё место в постоянно обучающемся обществе.

Европейский год языков 2001

Совет Европы и Европейский Союз явились организаторами Европейского года языков (2001г.). В этой программе активную роль также играла ЮНЕСКО. Год проводился с учетом того, что языковые знания имеют важное значение для взаимопонимания между народами, демократической стабильности, занятости и мобильности людей в Европе.

Целью Года языков 2001 были:

  • привлечение внимания и содействие лингвистическому наследию в Европе;
  • мотивация всех граждан Европы к изучению иностранных языков, включая тех, которые мало используются;
  • поддержка процесса изучения языков на всем протяжении жизни людей в качестве ответа на экономические, социальные и культурные изменения в Европе.

Европейских год языков особо подчеркнул ценность и значимость лингвистического разнообразия, а также важность предоставления всем гражданам возможности приобретения, по крайней мере, определенного уровня компетентности в знании некоторых иностранных языков.

Европейский центр современных языков

Центр был организован в Граце (Австрия) в рамках частичного расширенного соглашения первоначально на период три года (1994-1997гг.). В настоящее время он является постоянно действующим институтом Совета Европы. К соглашению присоединились 28 государств. Центр является местом встреч и трибуной для преподавателей педагогических учебных заведений, руководителей учебных программ, авторов учебных пособий и программ, экспертов методик оценки знаний и присуждения степеней, разработчиков политики в области обучения языкам. Конкретной задачей центра является реализация программ изучения языков и новых методик в этой области, а также распространение лучшего опыта в области изучения и преподавания современных языков.

Преподавание истории в школах

Проект под название «Обучение и преподавание истории Европы в 20-м веке», который в приоритетном порядке обсуждался на саммитах Совета Европы в Вене и Страсбурге, реализуется путем издания документов, направленных на проведение учебных реформ и учебных пособий, которые могут быть использованы в среднем образовании при изучении истории XX века.

Главным результатом реализации данного проекта станет издание учебного пособия по истории XX-го века, дополненного учебным материалом об интеграции женщин в развитие истории, о национализме, массовом уничтожении еврейского населения, миграционных потоках, как добровольных, так и вынужденных. Проект предусматривает также использование фильмов при изучении истории. Он также подчеркивает пользу от использования различных источников информации в виде, например, музеев, аудиовизуальных средств и архивов, уроков истории. Проект задуман как поддержка студентов в плане развития у них способности и необходимости критического подхода к тем событиям и лицам, которые формировали лицо последнего столетия.

Реформа системы преподавания истории и учебных пособий

История и преподавание истории имеют особое значение из-за роли, которую они играют в приобретении знаний, навыков и определении позиции будущих граждан демократического общества. Совет Европы располагает долголетней традицией в области обучения истории. Сейчас он готов оказать помощь новым государствам-членам в отношении их исторического прошлого, в публикации новых учебников по истории и подготовке преподавателей истории. В настоящее время им реализуется три основных программы в этой области: программа исторического прошлого, введение стандартов обучения, написание новых учебников и подготовка учителей в Российской Федерации; инициатива для региона Черного моря, включая Болгарию, Грузию, Молдову, Румынию, Российскую Федерацию, Турцию и Украину и участие их представителей в семинарах, проектах и публикации учебных пособий; и Тбилисская инициатива, к реализации которой подключены авторы из Армении, Азербайджана, Грузии и Российской Федерации с целью подготовки единого учебника истории.

Совет Европы также осуществляет координацию деятельности по изучению истории в Юго-Восточной Европе, как это предусматривается Пактом стабильности. Она направлена в первую очередь на подготовку преподавателей истории, развитие высшего образования и неформальное обучение молодежи.

Конкурс «Европейский день школ»

Спонсорами ежегодного школьного конкурса являются Совет Европы, Европейский Союз, Европейский Парламент и Европейский фонд культуры. Его целью является повышение интереса молодёжи школьного возраста к европейским проблемам. В 2000 году в конкурсе приняли участие несколько сотен тысяч молодых людей из 32 стран. Темой конкурса был лозунг «Навстречу единой Европе: вызов гражданам 21-го века». В нём всё чаще начинают принимать участие представители стран с развивающейся демократией. В 1999/2000 гг. был вручен приз за конкурс в Интернете проводившийся под девизом «Навстречу европейскому гражданству» в котором приняли участие школы 32 стран, входящие в сеть «Европа в школе».

Программа непрерывного повышения квалификации преподавателей

Эта программа позволяет преподавателям повышать свою квалификацию на краткосрочных курсах в других государствах-членах, расширяя таким образом их профессиональный опыт. Каждый год предлагается около 1000 таких стажировок, причём большинство из них предлагается учителям из новых стран-членов Организации. Организуемые в рамках этой программы семинары чаще всего посвящены приоритетным направлениям деятельности Совета Европы, таким как, демократическая гражданственность, права человека, образование с учётом многообразия культур, школьные связи и обмены, современные языки, история и европейское измерение в образовании.

Школьные связи и обмены

Признавая важность вклада школьных связей и обменов для развития европейской интеграции, Совет Европы создал в 1991 году сеть школьных связей и обменов. Эта сеть выполняет следующие задачи:

  • подчёркивает образовательные аспекты школьных связей и обменов в ходе профессиональной подготовки учителей;
  • осуществляет публикации и проводит дискуссии по стандартам качества в образовании;
  • оказывает содействие странам-членам в создании структуры, необходимой для успешного осуществления школьных обменов.

Европейская программа обменов учащимися на базе школ

В рамках данной программы, начатой в 1998 г., ученики старших классов средних школ получают возможность обучаться в другой европейской стране в течение трёх месяцев на стипендию Совета Европы, что способствует развитию европейской интеграции. В основе программы лежит концепция культурного обмена, а лингвистические моменты играют второстепенную роль. Подразумевается, что участники программы проживают в семьях и посещают школу на таком же основании, как и их сверстники в данной стране. К выполнению этой программы привлекаются организации, накопившие в этой области значительный опыт. Основной упор делается на обмене между восточно- и западноевропейскими странами, а также на поддержке участия стран Юго-Восточной Европы.

Свободное перемещение людей на основе взаимного признания дипломов

Совместная конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО о признании уровня квалификации в области высшего образования в европейском регионе содействует признанию и свободному перемещению людей и идей в области высшего образования. Эта Конвенция была открыта для подписания на дипломатической конференции в апреле 1997 года и вступила в силу в феврале 1999 г. 30 стран ратифицировали эту конвенцию и еще 20 стран ее подписали. Совместно с ЮНЕСКО Совет Европы руководит также сетью национальных информационных центров по вопросам обменов между высшими учебными заведениями и признания квалификации.

Избранная библиография

Публикации Совета Европы

  • School links and exchanges: a practical guide (1994) ISBN 92-871-2270-9
  • Adult education in member countries (1994) ISBN 92-871-2330-6
  • Roma, Gypsies, Travellers, Jean-Pierre Liégeois (1994) ISBN 92-871-2349-7
  • Media education in 1990s Europe (1994) ISBN 92-871-2374-8
  • The case for intercultural education, Antonio Perotti (1994) ISBN 92-871-2326-8
  • Difference and cultures in Europe, Carmel Camilleri, Francis Affergan, Jacqueline Costa-Lascoux, Michel Oriol (1995) ISBN 92-871-2599-6
  • Specificities and universality: problems of identities, Driss Dadsi (1995) ISBN 92-871-2689-5
  • Series of monographs on the European dimension of secondary education (more than 10 titles)
  • Series of monographs on secondary education in the member states (more than 20 titles)
  • Adult education at the Council of Europe - challenging the future (1960-93), Gérald Bogard (1994) ISBN 92-871-2487-6
  • Communication in the modern languages classroom, Joe Sheils (1991) ISBN 92-871-1552-4
  • Links - Newsletter of the European Network on School Links and Exchanges

Other publications

  • EUDISED - European Educational Research Yearbook (published by K.G.Sauer, Munich, 1995) ISSN 0947-5826

Страница в Интернет:



Новости
| Европейская конвенция | Европейский Суд | Совет Европы | Документы | Библиография | Вопросы и ответы | Ссылки


© Council of Europe 2002  Разработка: Компания "ГАРАНТ"
Проект финансируется при поддержке
Правительства Соединенного Королевства