ОБРАЗОВАНИЕ
Европейская культурная конвенция устанавливает рамки
деятельности Совета Европы в области образования, культуры, культурного
наследия, спорта и молодёжи. На сегодняшний день 47 европейских государств
присоединились к Конвенции и принимают участие в работе Совета Европы по этим
вопросам.
Руководство к действию
Реализацией программ Совета Европы в
области образования и культуры руководит Совет по культурному
сотрудничеству (СКС). Его работе помогают четыре специальных комитета
по вопросам школьного образования, высшего образования и научных
исследований, культуры и культурного наследия. Регулярно проводятся
конференции отраслевых министров.
Образование: инвестиции в будущее Европы
Каким образом образование может содействовать
укреплению прав человека, его основных свобод и развитию плюралистической
демократии? Как оно может способствовать сближению народов Европы,
взаимопониманию и укреплению доверия между ними? Как оно может помочь
правительствам и гражданам Европы находить ответы на основные проблемы
общества?
Совет Европы ищет ответы на эти многочисленные
вопросы с помощью:
- разработки крупномасштабных проектов в
области школьного и высшего образования, а также систем образования
взрослых;
- обобщения новых идей, опыта и результатов
исследований на благо всего общества;
- развития связей и обменов, установления
новых контактов и стимулирования партнёрства;
- признания национальных дипломов в
европейском масштабе;
- издания материалов практических
исследований, а также учебных и других пособий для преподавателей и
руководителей сферы образования;
- сотрудничества с другими европейскими
институтами и неправительственными
организациями.
Содействие в развитии образовательных программ для
стран с развивающейся демократией
Просвещение в вопросах прав человека и
воспитание активного ответственного гражданина является наиболее
важным элементом на пути к плюралистической демократии. Совет Европы
разработал специальные программы оказания помощи странам с
развивающейся демократией в реформировании их систем образования, в
частности, в разработке новых программ и подготовке преподавателей по
этим ключевым темам. Значительное количество руководителей систем
образования и практиков этих стран прошло переподготовку в
соответствии с этими новыми подходами.
С 1996 году Совет Европы реализует
специальную программу помощи, направленную на реформу образования с
учётом укрепления прав человека в Боснии и Герцеговине. Она
подразумевает организацию ежегодных летних школ для нескольких сотен
учителей системы начального и среднего образования страны. Он также
подготовил для Всемирного банка отчет о ходе проведения реформы всей
системы образования в этой стране. Совет также сотрудничает с другими
организациями в плане создания системы высшего образования в
Косово.
Среднее образование в Европе
Цель этого проекта показать возможности
средней школы в подготовке молодых людей к учёбе, профессиональному
образованию, работе, их мобильности, досугу и повседневной жизни в
новой демократической Европе с её культурным многообразием.
В результате проведения ряда симпозиумов
стало возможным проанализировать проводимые реформы с точки зрения
задач среднего образования, его содержания и методов, сотрудничества
школ и местных коммун, подготовки преподавателей и требуемой для них
квалификации. Особое внимание уделялось реформам проходящим в странах
с развивающейся демократией. Кроме того, Совет Европы осуществил
публикацию справочника по среднему образованию, состоящего из
монографий по каждой стране.
Введение в среднее образование европейского
измерения проиллюстрировано рядом публикаций с примерами конкретных
начинаний, а также разработкой учебных материалов по европейской
тематике. Наконец, была создана система национальных учреждений по
развитию связей и обмена между школами. В рамках этого проекта в
настоящее время проводятся семинары на национальном и региональном
уровне, где отрабатывается соответствующая стратегия. В 1999 г.
Комитет Министров принял рекомендацию в адрес государств-членов о
реформе среднего образования, что явилось следующим шагом на пути
реализации этого проекта.
Демократическая безопасность, социальная сплочённость и политика в области образования
Деятельность Совета Европы в данной области
отражает его роль в качестве общеевропейского форума, разрабатывающего
политику в области образования с целью закрепления демократических
завоеваний и достижения социальной сплочённости. Задачами является
быстрое и эффективное реагирование на возникающие ситуации и, в
частности:
- определение главных проблем в области
образования с учётом новой европейской ситуации;
- выявление тенденций, генеральных
направлений развития и сложившихся приоритетов в образовательной
политике стран-членов;
- установление диалога в общеевропейском
масштабе между руководством, преподавателями, родителями и
неправительственными организациями путём обмена информацией и
распространения новых идей и нахождением лучших решений.
Образование и демократическая
гражданственность
В 1997 г. Совет Европы разработал проект,
получивший название «Образование, направленное на воспитание
демократической гражданственности» (ОДГ) с целью переосмысления
значения демократии и статуса граждан. При этом основными вопросами
были: какие ценности и навыки необходимы каждому человеку для участия,
как гражданина, в развитии процесса демократической гражданственности
и как они могут быть приобретены или переданы другим
согражданам?
В результате реализации исследовательской
фазы проекта (1997-2000 гг.) был подготовлен доклад по вопросам
обучения необходимым навыкам и стратегии образования граждан. В
дополнение были подготовлены и реализованы другие аналитические
проекты по так называемым «элементам гражданственности».
Предусматривается, что на следующем этапе
реализации проекта ОДГ (в 2001-2003 гг.), основное внимание будет
сосредоточено на содействии развитию и осуществлению политики в сфере
образования граждан, поддержке в странах-членах сети образовательных
учреждений и на создании европейского института, занимающегося
деятельностью в сфере демократической гражданственности.
В соответствии с Пактом стабильности для
Юго-Восточной Европы Совету Европу поручено координировать
деятельность других международных организаций в области образования на
благо демократической гражданственности.
Высшее образование
Комитет по высшему образованию и научным
исследованиям Совета стремится решать проблемы, с которыми
сталкиваются университеты и другие высшие учебные заведения Европы. Он
даёт возможность представителям министерств и университетов
обмениваться мнениями и разрабатывать европейские программы. В сферу
актуальных приоритетных направлений его деятельности входит роль
высшего образования в повышении уровня знаний на протяжении всей
жизни, европейские исследования по вопросам демократической
гражданственности, признание квалификации и реформа законодательства
высшего образования в новых странах-членах.
Взаимное содействие при проведении реформы в сфере
образования
Целью этого проекта является оказание
помощи новым странам-членам в реформировании их законодательства в
области высшего образования. Осуществление этой программы принимает
различные формы:
- проведение консультаций;
- семинары с участием многих стран по
анализу проблем развития высшего образования, представляющих взаимный
интерес;
- учебные поездки с целью изучения опыта по
некоторым аспектам применения законодательства и формирования политики
в области высшего образования;
- публикация серии сравнительных
исследований.
Имеются такие программы содействия в других
областях образовательной политики.
Исследования в области образования
Европейская система документации и
информации в области образования (ЕСДИО) способствует систематизации и
обмену результатами исследований, проводимых во всех европейских
странах. Накопленная база данных может использоваться через систему
Интернет всеми заинтересованными руководителями сферы образования,
научно-исследовательскими работниками и преподавателями. Совместно с
Европейской Комиссией Совет Европы руководит разработкой Европейского
справочника по образованию, представляющего собой представленный в
определённом порядке список ключевых слов на 17 языках.
Современная языковая политика в многоязычной и
мультикультурной Европе
Проект по современным языкам Совета по
культурному сотрудничеству ориентируется на развитие нового
диверсифицированного подхода к изучению языков в контексте
демократического европейского гражданства. Его реализация включает
анализ политики в области изучения языков, выработку лучших стратегий
для максимальной диверсификации, включая развитие и опробование
общеевропейских инструментов взаимопонимания в данной области. Особое
значение придаётся образованию, способствующему взаимопроникновению
культур, международному признанию сравнимых квалификаций для улучшения
мобильности и расширения перспектив занятости, пожизненному обучению,
с тем, чтобы найти своё место в постоянно обучающемся обществе.
Европейский год языков 2001
Совет Европы и Европейский Союз явились
организаторами Европейского года языков (2001г.). В этой программе
активную роль также играла ЮНЕСКО. Год проводился с учетом того, что
языковые знания имеют важное значение для взаимопонимания между
народами, демократической стабильности, занятости и мобильности людей
в Европе.
Целью Года языков 2001 были:
- привлечение внимания и содействие
лингвистическому наследию в Европе;
- мотивация всех граждан Европы к изучению
иностранных языков, включая тех, которые мало используются;
- поддержка процесса изучения языков на
всем протяжении жизни людей в качестве ответа на экономические,
социальные и культурные изменения в Европе.
Европейских год языков особо подчеркнул
ценность и значимость лингвистического разнообразия, а также важность
предоставления всем гражданам возможности приобретения, по крайней
мере, определенного уровня компетентности в знании некоторых
иностранных языков.
Европейский центр современных языков
Центр был организован в Граце (Австрия) в
рамках частичного расширенного соглашения первоначально на период три
года (1994-1997гг.). В настоящее время он является постоянно
действующим институтом Совета Европы. К соглашению присоединились 28
государств. Центр является местом встреч и трибуной для преподавателей
педагогических учебных заведений, руководителей учебных программ,
авторов учебных пособий и программ, экспертов методик оценки знаний и
присуждения степеней, разработчиков политики в области обучения
языкам. Конкретной задачей центра является реализация программ
изучения языков и новых методик в этой области, а также
распространение лучшего опыта в области изучения и преподавания
современных языков.
Преподавание истории в школах
Проект под название «Обучение и
преподавание истории Европы в 20-м веке», который в приоритетном
порядке обсуждался на саммитах Совета Европы в Вене и Страсбурге,
реализуется путем издания документов, направленных на проведение
учебных реформ и учебных пособий, которые могут быть использованы в
среднем образовании при изучении истории XX века.
Главным результатом реализации данного
проекта станет издание учебного пособия по истории XX-го века,
дополненного учебным материалом об интеграции женщин в развитие
истории, о национализме, массовом уничтожении еврейского населения,
миграционных потоках, как добровольных, так и вынужденных. Проект
предусматривает также использование фильмов при изучении истории. Он
также подчеркивает пользу от использования различных источников
информации в виде, например, музеев, аудиовизуальных средств и
архивов, уроков истории. Проект задуман как поддержка студентов в
плане развития у них способности и необходимости критического подхода
к тем событиям и лицам, которые формировали лицо последнего столетия.
Реформа системы преподавания истории и учебных
пособий
История и преподавание истории имеют особое
значение из-за роли, которую они играют в приобретении знаний, навыков
и определении позиции будущих граждан демократического общества. Совет
Европы располагает долголетней традицией в области обучения истории.
Сейчас он готов оказать помощь новым государствам-членам в отношении
их исторического прошлого, в публикации новых учебников по истории и
подготовке преподавателей истории. В настоящее время им реализуется
три основных программы в этой области: программа исторического
прошлого, введение стандартов обучения, написание новых учебников и
подготовка учителей в Российской Федерации; инициатива для региона
Черного моря, включая Болгарию, Грузию, Молдову, Румынию, Российскую
Федерацию, Турцию и Украину и участие их представителей в семинарах,
проектах и публикации учебных пособий; и Тбилисская инициатива, к
реализации которой подключены авторы из Армении, Азербайджана, Грузии
и Российской Федерации с целью подготовки единого учебника
истории.
Совет Европы также осуществляет координацию
деятельности по изучению истории в Юго-Восточной Европе, как это
предусматривается Пактом стабильности. Она направлена в первую очередь
на подготовку преподавателей истории, развитие высшего образования и
неформальное обучение молодежи.
Конкурс «Европейский день школ»
Спонсорами ежегодного школьного конкурса
являются Совет Европы, Европейский Союз, Европейский Парламент и
Европейский фонд культуры. Его целью является повышение интереса
молодёжи школьного возраста к европейским проблемам. В 2000 году в
конкурсе приняли участие несколько сотен тысяч молодых людей из 32
стран. Темой конкурса был лозунг «Навстречу единой Европе: вызов
гражданам 21-го века». В нём всё чаще начинают принимать участие
представители стран с развивающейся демократией. В 1999/2000 гг. был
вручен приз за конкурс в Интернете проводившийся под девизом
«Навстречу европейскому гражданству» в котором приняли участие школы
32 стран, входящие в сеть «Европа в школе».
Программа непрерывного повышения квалификации
преподавателей
Эта программа позволяет преподавателям
повышать свою квалификацию на краткосрочных курсах в других
государствах-членах, расширяя таким образом их профессиональный опыт.
Каждый год предлагается около 1000 таких стажировок, причём
большинство из них предлагается учителям из новых стран-членов
Организации. Организуемые в рамках этой программы семинары чаще всего
посвящены приоритетным направлениям деятельности Совета Европы, таким
как, демократическая гражданственность, права человека, образование с
учётом многообразия культур, школьные связи и обмены, современные
языки, история и европейское измерение в образовании.
Школьные связи и обмены
Признавая важность вклада школьных связей и
обменов для развития европейской интеграции, Совет Европы создал в
1991 году сеть школьных связей и обменов. Эта сеть выполняет следующие
задачи:
- подчёркивает образовательные аспекты
школьных связей и обменов в ходе профессиональной подготовки
учителей;
- осуществляет публикации и проводит
дискуссии по стандартам качества в образовании;
- оказывает содействие странам-членам в
создании структуры, необходимой для успешного осуществления школьных
обменов.
Европейская программа обменов учащимися на базе
школ
В рамках данной программы, начатой в 1998
г., ученики старших классов средних школ получают возможность
обучаться в другой европейской стране в течение трёх месяцев на
стипендию Совета Европы, что способствует развитию европейской
интеграции. В основе программы лежит концепция культурного обмена, а
лингвистические моменты играют второстепенную роль. Подразумевается,
что участники программы проживают в семьях и посещают школу на таком
же основании, как и их сверстники в данной стране. К выполнению этой
программы привлекаются организации, накопившие в этой области
значительный опыт. Основной упор делается на обмене между восточно- и
западноевропейскими странами, а также на поддержке участия стран
Юго-Восточной Европы.
Свободное перемещение людей на основе взаимного
признания дипломов
Совместная конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО
о признании уровня квалификации в области высшего образования в
европейском регионе содействует признанию и свободному перемещению
людей и идей в области высшего образования. Эта Конвенция была открыта
для подписания на дипломатической конференции в апреле 1997 года и
вступила в силу в феврале 1999 г. 30 стран ратифицировали эту
конвенцию и еще 20 стран ее подписали. Совместно с ЮНЕСКО Совет Европы
руководит также сетью национальных информационных центров по вопросам
обменов между высшими учебными заведениями и признания квалификации.
Избранная библиография
Публикации Совета Европы
- School links and exchanges: a practical guide
(1994) ISBN 92-871-2270-9
- Adult education in member countries (1994) ISBN
92-871-2330-6
- Roma, Gypsies, Travellers, Jean-Pierre Liégeois
(1994) ISBN 92-871-2349-7
- Media education in 1990s Europe (1994) ISBN
92-871-2374-8
- The case for intercultural education, Antonio
Perotti (1994) ISBN 92-871-2326-8
- Difference and cultures in Europe, Carmel
Camilleri, Francis Affergan, Jacqueline Costa-Lascoux, Michel Oriol (1995)
ISBN 92-871-2599-6
- Specificities and universality: problems of
identities, Driss Dadsi (1995) ISBN 92-871-2689-5
- Series of monographs on the European dimension
of secondary education (more than 10 titles)
- Series of monographs on secondary education in
the member states (more than 20 titles)
- Adult education at the Council of Europe -
challenging the future (1960-93), Gérald Bogard (1994) ISBN
92-871-2487-6
- Communication in the modern languages
classroom, Joe Sheils (1991) ISBN 92-871-1552-4
- Links - Newsletter of the European Network on
School Links and Exchanges
Other publications
- EUDISED - European Educational Research
Yearbook (published by K.G.Sauer, Munich, 1995) ISSN
0947-5826
Страница в Интернет:
|