здание Совета Европы
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Новоcти
Библиoграфия
Вoпросы и oтветы
Сcылки

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Комитет Министров

Комитет Министров Совета Европы - это руководящий и директивный орган Организации. В нём представлены министры иностранных дел 44 государств-членов или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге. Комитет Министров - это одновременно правительственный орган, в рамках которого на равноправной основе обсуждаются национальные подходы к решению проблем европейского общества, и коллективный форум, где в процессе совместного обсуждения формулируются общеевропейские подходы к их решению. Вместе с Парламентской Ассамблеей Комитет Министров стоит на страже фундаментальных ценностей Совета и контролирует соблюдение странами-членами своих обязательств.

Голос правительств

Решения и действия

Комитет Министров принимает решения по вопросам деятельности Совета Европы. Кроме того, он определяет меры по выполнению рекомендаций Парламентской Ассамблеи и Конгресса местных и региональных властей Европы, предложений различных межправительственных комитетов и конференций отраслевых министров. Наконец, он утверждает программу деятельности и бюджет Совета Европы.

Диалог

Решения Комитета Министров затрагивают все аспекты политических вопросов, представляющих общий интерес, за исключением вопросов обороны, а именно: политические аспекты европейской интеграции, развитие сотрудничества, защита демократических институтов и прав человека. Другими словами, деятельность Комитета Министров охватывает все проблемы, требующие совместных общеевропейских решений.

Активно действующий орган

Министры иностранных дел стран членов проводят свои встречи по меньшей мере дважды в год для того, чтобы оценить политическую ситуацию и обсудить вопросы европейского сотрудничества, а также чтобы придать необходимый политический импульс деятельности Совета. Их заместителям - а на практике постоянным представителям государств в Совете Европы - делегируются полномочия министров по принятию решений, а также по контролю за деятельностью Совета Европы. Их встречи проходят по крайней мере дважды в месяц на уровне послов (уровень А). В свою очередь, их совещания дополняются встречами заместителей постоянных представителей (уровень Б), а также специальных групп по подготовке докладов, задача которых состоит в глубокой проработке проблем, по которым принимаются решения.

Министр каждой страны поочерёдно возглавляет Комитет в течение шестимесячного периода, который традиционно заканчивается и начинается в мае и ноябре текущего года.

Гибкость

В тех случаях, когда отдельные проекты не получают единодушной поддержки всех стран-членов, Комитет Министров может инициировать их в форме частичного соглашения, что позволяет отдельным государствам-членам принимать участие в совместной деятельности лишь в определённых областях.

С другой стороны, расширение состава участников соглашений предоставляет возможность государствам-членам (или некоторым из них) сотрудничать со странами, не входящими в Совет. Тем самым, последним предлагаются те преимущества, которыми пользуются государства-члены Совета.

Решения для Европы

Инструменты для реализации

Решения Комитета Министров передаются правительствам государств в форме рекомендаций или в виде европейских конвенций и соглашений, которые после их ратификации государствами приобретают для них обязательную силу. Комитет также принимает декларации или резолюции по актуальным политическим вопросам.

К настоящему времени разработано более 180 конвенций. В основном они относятся к области прав человека. Одновременно они затрагивают те области, которые отражают и укрепляют сплочённость стран Совета Европы в демократической, социальной и культурной областях.

Большинство решений Комитета Министров должно быть принято большинством в две трети от общего количества поданных голосов. По вопросам же процедурного характера, для принятия решения достаточно простого большинства голосов.

Подготовка документов с участием специалистов

Проекты конвенций и рекомендаций готовятся комитетами правительственных экспертов при Комитете Министров. Тем самым создаётся возможность взаимодействия политических интересов с техническими и профессиональными подходами. Многие политические инициативы выдвигаются также на регулярно проводимых конференциях отраслевых министров.

Демократия и солидарность

Совет Европы разработал программы сотрудничества и оказания поддержки новым государствам-членам с тем, чтобы они могли воспользоваться накопленным ранее опытом Совета. Эти программы основаны на результатах межправительственного сотрудничества в Совете Европы, которые появляются в виде справочных материалов, а также отчетов сети экспертов и других структур, задействованных в таком сотрудничестве. Целью программ является активизация, усиление и ускорение процессов демократических реформ в этих странах, с тем чтобы они могли постепенно и гармонично интегрироваться в процессы и структуры европейского сотрудничества, и, в первую очередь, в рамках Совета Европы. Специально созданная Программа мер по укреплению доверия направлена на поддержку общественных инициатив, целью которых является культурное взаимообогащение и развитие сотрудничества между различными национальными группами населения.

Защита ценностей

Соблюдение Устава Организации

Государства, вступившие в Совет Европы, принимают на себя обязательства соблюдать принцип верховенства закона, а также неотъемлемые права и свободы граждан. Кроме того, они обязуются искренне и эффективно сотрудничать для достижения большего единства и ускорения экономического и социального прогресса. Каждое государство-член несёт ответственность за соблюдение этих обязательств, и Комитет Министров призван обеспечивать их выполнение.

В случае серьёзных нарушений этих обязательств со стороны государства, Комитет Министров, согласно Уставу Организации, может принять решение о приостановлении членства данного государства в Организации, или о его отзыве или даже принять решение об исключении страны из Совета Европы.

Применение конвенций

Комитет Министров также контролирует соблюдение в государствах-членах принятых конвенций и соглашений. Это особенно важно в отношении конвенций, обеспечивающих основные права и свободы человека. Наиболее важные из этих документов (Европейская конвенция о правах человека, Европейская социальная хартия, Европейская конвенция по предупреждению пыток, а также Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств) предусматривают наличие механизма контроля за их выполнением.

Ответственность Комитета Министров за выполнение Европейской конвенции о правах человека отражает всю значимость данной конвенции, которая является краеугольным камнем всей системы защиты прав человека в Европе. Путем отслеживания выполнения государствами-членами решений Европейского суда по правам человека, Комитет Министров играет ключевую роль в поддержании доверия к самой системе прав человека, которая не имеет аналогов в мире.

Соблюдение обязательств

В соответствии с философией, которой руководствуется Совет Европы в вопросе расширения своего членства после падения Берлинской стены, Комитет Министров призван выполнять свои функции в беспристрастном и конструктивном духе. Он поддерживает диалог и содействует постепенному созданию политических и материальных условий, способствующих позитивному развитию событий в Европе. С этой целью Комитет создал специальную систему контроля (мониторинга), с помощью которой обеспечивается соблюдение всеми государствами-членами их обязательств. Она создаёт всем членам необходимые условия и предлагает ресурсы для того, чтобы обеспечить основополагающие ценности Совета Европы.

Расширение состава участников Совета Европы привело к значительным изменениям в структуре и функциях Комитета Министров, а также к неизбежному увеличению числа политических аспектов его деятельности.

Диалог и взаимодополняемость

Совет Европы расширил свой диалог с представителями европейских выборных органов на национальном и местном уровне, а также включил в состав участников своих политических дискуссий страны, не являющиеся членами организации, в том числе неевропейские страны, предоставив им статус наблюдателя (Соединённые Штаты Америки, Ватикан, Канада, Япония и Мексика). Помимо этого, Совет значительно расширил своё сотрудничество с другими европейскими организациями, в первую очередь, с Европейским Союзом и с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В новом тысячелетии

Для достижения своих целей, Комитет Министров периодически получал необходимый политический импульс на самом высоком уровне. Состоялось две встречи глав государств и правительств в Вене (8-9 октября 1993 г.) и в Страсбурге (10-11 октября 1997 г.). Приняв «Будапештскую декларацию за Большую Европу без разделительных линий» в мае 1999 г., министры утвердили план деятельности Организации на ХХI век.

Избранные Публикации Совета Европы (на англ. языке)

  • The Committee of Ministers, 100 sessions (1997)
  • An action plan for a united Europe (1997)
  • The Challenges of a greater Europe (1996)
  • ISBN 92-871-2952-5
  • A decade, which made history the Council of Europe

Страница в Интернете http://www.coe.int/cm



Новости
| Европейская конвенция | Европейский Суд | Совет Европы | Документы | Библиография | Вопросы и ответы | Ссылки


© Council of Europe 2002  Разработка: Компания "ГАРАНТ"
Проект финансируется при поддержке
Правительства Соединенного Королевства