Комитет Министров
Комитет Министров Совета Европы - это
руководящий и директивный орган Организации. В нём представлены министры
иностранных дел 44 государств-членов или их постоянные дипломатические
представители в Страсбурге. Комитет Министров - это одновременно
правительственный орган, в рамках которого на равноправной основе
обсуждаются национальные подходы к решению проблем европейского
общества, и коллективный форум, где в процессе совместного обсуждения
формулируются общеевропейские подходы к их решению. Вместе с
Парламентской Ассамблеей Комитет Министров стоит на страже
фундаментальных ценностей Совета и контролирует соблюдение
странами-членами своих обязательств.
Голос правительств
Решения и действия
Комитет Министров принимает решения по
вопросам деятельности Совета Европы. Кроме того, он определяет меры по
выполнению рекомендаций Парламентской Ассамблеи и Конгресса местных и
региональных властей Европы, предложений различных межправительственных
комитетов и конференций отраслевых министров. Наконец, он утверждает
программу деятельности и бюджет Совета Европы.
Диалог
Решения Комитета Министров
затрагивают все аспекты политических вопросов, представляющих
общий интерес, за исключением вопросов обороны, а именно:
политические аспекты европейской интеграции, развитие
сотрудничества, защита демократических институтов и прав
человека. Другими словами, деятельность Комитета Министров
охватывает все проблемы, требующие совместных общеевропейских
решений.
Активно действующий орган
Министры иностранных дел стран членов
проводят свои встречи по меньшей мере дважды в год для того, чтобы
оценить политическую ситуацию и обсудить вопросы европейского
сотрудничества, а также чтобы придать необходимый политический импульс
деятельности Совета. Их заместителям - а на практике постоянным
представителям государств в Совете Европы - делегируются полномочия
министров по принятию решений, а также по контролю за деятельностью
Совета Европы. Их встречи проходят по крайней мере дважды в месяц на
уровне послов (уровень А). В свою очередь, их совещания дополняются
встречами заместителей постоянных представителей (уровень Б), а также
специальных групп по подготовке докладов, задача которых состоит в
глубокой проработке проблем, по которым принимаются решения.
Министр каждой страны поочерёдно возглавляет
Комитет в течение шестимесячного периода, который традиционно
заканчивается и начинается в мае и ноябре текущего года.
Гибкость
В тех случаях, когда отдельные
проекты не получают единодушной поддержки всех стран-членов,
Комитет Министров может инициировать их в форме частичного
соглашения, что позволяет отдельным государствам-членам
принимать участие в совместной деятельности лишь в определённых
областях.
С другой стороны, расширение состава
участников соглашений предоставляет возможность государствам-членам (или
некоторым из них) сотрудничать со странами, не входящими в Совет. Тем
самым, последним предлагаются те преимущества, которыми пользуются
государства-члены Совета.
Решения для
Европы
Инструменты для реализации
Решения Комитета Министров передаются
правительствам государств в форме рекомендаций или в виде европейских
конвенций и соглашений, которые после их ратификации государствами
приобретают для них обязательную силу. Комитет также принимает
декларации или резолюции по актуальным политическим вопросам.
К настоящему времени разработано более 180
конвенций. В основном они относятся к области прав человека.
Одновременно они затрагивают те области, которые отражают и укрепляют
сплочённость стран Совета Европы в демократической, социальной и
культурной областях.
Большинство решений Комитета Министров должно
быть принято большинством в две трети от общего количества поданных
голосов. По вопросам же процедурного характера, для принятия решения
достаточно простого большинства голосов.
Подготовка документов с участием
специалистов
Проекты конвенций и рекомендаций готовятся
комитетами правительственных экспертов при Комитете Министров. Тем самым
создаётся возможность взаимодействия политических интересов с
техническими и профессиональными подходами. Многие политические
инициативы выдвигаются также на регулярно проводимых конференциях
отраслевых министров.
Демократия и солидарность
Совет Европы разработал программы
сотрудничества и оказания поддержки новым государствам-членам с тем,
чтобы они могли воспользоваться накопленным ранее опытом Совета. Эти
программы основаны на результатах межправительственного сотрудничества в
Совете Европы, которые появляются в виде справочных материалов, а также
отчетов сети экспертов и других структур, задействованных в таком
сотрудничестве. Целью программ является активизация, усиление и
ускорение процессов демократических реформ в этих странах, с тем чтобы
они могли постепенно и гармонично интегрироваться в процессы и структуры
европейского сотрудничества, и, в первую очередь, в рамках Совета
Европы. Специально созданная Программа мер по укреплению доверия
направлена на поддержку общественных инициатив, целью которых является
культурное взаимообогащение и развитие сотрудничества между различными
национальными группами населения.
Защита ценностей
Соблюдение Устава Организации
Государства, вступившие в Совет Европы,
принимают на себя обязательства соблюдать принцип верховенства закона, а
также неотъемлемые права и свободы граждан. Кроме того, они обязуются
искренне и эффективно сотрудничать для достижения большего единства и
ускорения экономического и социального прогресса. Каждое
государство-член несёт ответственность за соблюдение этих обязательств,
и Комитет Министров призван обеспечивать их выполнение.
В случае серьёзных нарушений этих
обязательств со стороны государства, Комитет Министров, согласно Уставу
Организации, может принять решение о приостановлении членства данного
государства в Организации, или о его отзыве или даже принять решение об
исключении страны из Совета Европы.
Применение конвенций
Комитет Министров также контролирует
соблюдение в государствах-членах принятых конвенций и
соглашений. Это особенно важно в отношении конвенций,
обеспечивающих основные права и свободы человека. Наиболее
важные из этих документов (Европейская конвенция о правах
человека, Европейская социальная хартия, Европейская конвенция
по предупреждению пыток, а также Рамочная конвенция о защите
национальных меньшинств) предусматривают наличие механизма
контроля за их выполнением.
Ответственность Комитета Министров за
выполнение Европейской конвенции о правах человека отражает всю
значимость данной конвенции, которая является краеугольным камнем всей
системы защиты прав человека в Европе. Путем отслеживания выполнения
государствами-членами решений Европейского суда по правам человека,
Комитет Министров играет ключевую роль в поддержании доверия к самой
системе прав человека, которая не имеет аналогов в мире.
Соблюдение обязательств
В соответствии с философией, которой
руководствуется Совет Европы в вопросе расширения своего
членства после падения Берлинской стены, Комитет Министров
призван выполнять свои функции в беспристрастном и
конструктивном духе. Он поддерживает диалог и содействует
постепенному созданию политических и материальных условий,
способствующих позитивному развитию событий в Европе. С этой
целью Комитет создал специальную систему контроля (мониторинга),
с помощью которой обеспечивается соблюдение всеми
государствами-членами их обязательств. Она создаёт всем членам
необходимые условия и предлагает ресурсы для того, чтобы
обеспечить основополагающие ценности Совета Европы.
Расширение состава участников Совета Европы
привело к значительным изменениям в структуре и функциях Комитета
Министров, а также к неизбежному увеличению числа политических аспектов
его деятельности.
Диалог и взаимодополняемость
Совет Европы расширил свой диалог с
представителями европейских выборных органов на национальном и
местном уровне, а также включил в состав участников своих
политических дискуссий страны, не являющиеся членами
организации, в том числе неевропейские страны, предоставив им
статус наблюдателя (Соединённые Штаты Америки, Ватикан, Канада,
Япония и Мексика). Помимо этого, Совет значительно расширил своё
сотрудничество с другими европейскими организациями, в первую
очередь, с Европейским Союзом и с Организацией по безопасности и
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
В новом тысячелетии
Для достижения своих целей, Комитет Министров
периодически получал необходимый политический импульс на самом высоком
уровне. Состоялось две встречи глав государств и правительств в Вене
(8-9 октября 1993 г.) и в Страсбурге (10-11 октября 1997 г.). Приняв
«Будапештскую декларацию за Большую Европу без разделительных линий» в
мае 1999 г., министры утвердили план деятельности Организации на ХХI
век.
Избранные Публикации Совета Европы (на англ.
языке)
- The Committee of Ministers, 100 sessions (1997)
- An action plan for a united Europe (1997)
- The Challenges of a greater Europe (1996)
- ISBN 92-871-2952-5
- A decade, which made history the Council of
Europe
Страница в Интернете http://www.coe.int/cm
|