«Европейская конвенция о защите прав человека -
Отправные точки» - пособие для преподавателей
«The European Convention on Human Rights - starting
points for teachers» - Russian version
C чего начать?
Информация A
"Права человека - это твои и мои права" пример
одного из лозунгов, пропагандирующих права человека. Для того чтобы этот
лозунг стал реальностью, необходима постоянная работа, бдительность и общее
понимание его реального значения. В этом смысле учителя, постоянно работающие
с молодежью, призваны сыграть важную роль в деле построения общества,
основанного на соблюдении прав человека.
Знаменуя пятидесятилетие Европейской конвенции о
защите прав человека (ЕКПЧ), данная публикация по времени также совпадает с
пятилетней чертой Десятилетия образования в области прав человека,
провозглашенного Организацией Объединенных Наций. Учебное расписание позволяет
включить права человека в учебный план преподавания практически любого
предмета от обществоведения и истории до математики и даже физкультуры. Цель
настоящей публикации - наметить отправные точки, которые позволят реализовать
такие возможности.
В листах с А по E излагается следующая
информация:
- цель данной
публикации и краткие сведения о Совете Европы;
- знакомство с
ЕКПЧ;
- ЕКПЧ на
практике;
- другие основные
направления деятельности Совета Европы в области прав человека;
- рекомендуемые
дальнейшие шаги.
Обучение в области прав человека
Для того чтобы ввести эту тематику в свою работу,
не обязательно быть юристом, права человека - это общее достояние. Долгий опыт
показывает, что для ведения эффективного обучения необходим трехмерный
подход:
1) НА ОСНОВЕ ЗНАНИЙ (о правах
человека)
Информация и осведомленность о различных категориях
прав, истории прав, международно-правовых документах, механизмах
демократии.
2) НА ОСНОВЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЯ (для прав
человека)
Умение правильно воспринимать себя и
окружающих: самопознание и самосознание, оценка и понимание собственных
мотивов в отношениях с другими людьми, осознание собственных
предрассудков.
Интерактивные навыки: умение слушать,
сопротивляться коллективному воздействию, выражать свое мнение.
Умение решать задачи: нахождение информации,
принятие решений, самостоятельность мышления, урегулирование
конфликтов.
3) НА ОСНОВЕ СРЕДЫ (в правах человека или
через них)
Создание среды обучения, структуры, методы и
взаимоотношения в которой соответствуют правозащитным ценностям и задачам их
преподавания - "общешкольная политика", демократичные методы работы, которые
свидетельствуют о взаимном уважении между учителем и учеником.
Мы надеемся, что предлагаемые подходы окажутся
интересными и полезными для вас и ваших учеников.
При построении листов, посвященных занятиям
(1-10), мы стремились связать права человека с жизнью и опытом школьников.
Ссылки на другие листы обозначены значком *.
Совет Европы
В помощь учителям, желающим подробнее познакомить
свой класс с работой Совета Европы, существует издание "Europe is more than
you think" ("Европа - это больше, чем вам кажется"), распространяющееся
бесплатно (См. *Е). А вот краткие сведения о Совете Европы:
Основанный в 1949 году, Совет Европы является
межправительственной организацией, цель которой:
- достижение большего единства между его
членами;
- защита и утверждение прав человека,
плюралистической демократии и верховенства права;
- содействие осознанию и развитию культурной
самобытности и многообразия Европы;
- поиск решений проблем, стоящих перед
европейским обществом (ксенофобия, загрязнение окружающей среды, клонирование
человека, СПИД, наркотики, организованная преступность и т.д.);
- содействие упрочению демократической
стабильности в Европе в рамках оказания помощи в проведении политических,
законодательных и конституционных реформ.
На данный момент в Совет Европы входят 43
государства-члена с общей численностью населения около 800 млн.
человек.
Правительства, национальные парламенты и местные и
региональные власти представлены в Совете самостоятельно. Комитет
Министров является директивным органом Совета Европы, он состоит из
министров иностранных дел государств-членов (или их постоянных представителей,
которые находятся в Страсбурге). Парламентская Ассамблея является
совещательным органом, состав которой назначается национальными парламентами.
Конгресс местных и региональных властей Европы является
консультативным органом, который представляет местные и региональные власти.
Совет ведет диалог с более чем 400 неправительственными организациями (НПО),
которым он предоставил консультативный статус.
Данная таблица демонстрирует связи Совета Европы
с более чем 800 млн. жителей европейского континента:
|
|
|
|
|
800 млн. европейцев |
|
|
Создают |
|
|
Парламенты |
|
Правительства |
Местные и региональные власти государств-членов |
|
|
Решения
Конвенции |
|
|
|
|
|
|
|
Парламентская Ассамблея |
Рекомендации
Консультации |
Комитет Министров |
Рекомендации
Консультации |
Конгресс местных и региональных властей Европы |
|
|
Секретариат Совета Европы
|
|
|
Учтите, что в настоящей публикации специально
применяются различные методы описания занятий: в одних случаях излагаются
базовые идеи для дальнейшего развития, а в других - использованы конкретные
методики, предусматривающие соответствующие ресурсы и процессы. В любом случае
целесообразно адаптировать занятия к обстоятельствам и составу учащихся вашей
школы. Указываются источники, материалы которых использованы для организации
занятий.
Государства-члены Совета Европы ( по состоянию
на ноябрь 2000): Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения,
Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия,
Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург,
Бывшая Югославская, Республика Македония, Мальта, Нидерланды, Норвегия,
Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения,
Соединённое Королевство, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия,
Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.
Страны кандидаты в члены: Босния и
Герцеговина, Союзная Республика Югославия, Монако.
Государства, имеющие статус наблюдателя при
Совете Европе: Ватикан, Канада, Мексика, Соединенные Штаты Америки и
Япония.
|