здание Совета Европы
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Новоcти
Библиoграфия
Вoпросы и oтветы
Сcылки

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Твой класс (твоя школа) и права человека

Занятие 5

Цель занятий - изучить вашу школу под микроскопом "прав человека".

"Температура прав человека" в твоей школе

Участники анализируют климат прав человека в своей школе, применяя критерии ЕКПЧ (*1). Последующая дискуссия ведет к выявлению проблем, вызывающих особую озабоченность, и разработке плана действий по их решению. Данные занятия отличаются повышенной сложностью, возможно, потребуется поддержка и сотрудничество других преподавателей школы.

  1. Предложите участникам провести анализ климата прав человека в своей школе - измерить "температуру", заполнив приведенную ниже анкету.
  2. Перед обсуждением в классе на доске или на большом листе бумаги запишите 4-х балльную шкалу оценки. Затем предложите участникам ответить на каждый вопрос.
    ПРИМЕЧАНИЕ: Возможно, учащимся будет трудно отвечать на вопросы перед всем классом. Попробуйте собрать и заново раздать анкеты, чтобы гарантировать анонимность опроса.
  3. На основе ниже перечисленных вопросов оцените результаты обследования и составьте план действий.

    1. В каких областях ваша школа соблюдает или поощряет принципы прав человека?
    2. В каких областях отмечаются проблемы с соблюдением прав человека? Какие из них вас особенно заботят?
    3. Способствуете ли вы или другие ученики формированию или сохранению существующего климата? (например, определенными действиями или бездействием - игнорируете нарушения или не сигнализируете об имевших место инцидентах).
    4. Насколько типичными для всей школы являются полученные ответы? Будут ли отличаться результаты опроса, если на анкету ответит другая группа учащихся?
    5. Что необходимо сделать для того, чтобы улучшить климат прав человека в вашей школе? Какими делами вы и ваш класс можете помочь тому, чтобы создать более гуманную и справедливую атмосферу, способствующую развитию правозащитных ценностей и поведения?
  4. Разберите вопрос № 12 анкеты, подчеркнув значение ответственного отношения и активной позиции. Затем обсудите вопрос о том, что мог бы сделать весь класс, чтобы улучшить положение в области прав человека. Составьте краткий план возможных действий. Проведите подробное обсуждение плана, прежде чем приступать к его осуществлению.

ИЗМЕРЕНИЕ "ТЕМПЕРАТУРЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА" В ВАШЕЙ ШКОЛЕ

ВВЕДЕНИЕ

Приведенные ниже вопросы составлены на основе Европейской конвенции о защите прав человека и протоколов к ней. ( В каждом вопросе анкеты в скобках отмечены соответствующие статьи). Отдельные вопросы связаны в большей степени с ЕКПЧ, чем другие. Все вопросы анкеты связаны с основополагающим правом человека на образование, закрепленным в статье 26 Всеобщей декларации прав человека. Статья 26 провозглашает: "Каждый человек имеет право на образование... Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам."

Очевидно, что потребуются поставить дополнительные вопросы, которые в ходе обсуждения позволят провести более полный анализ.

Инструкции: прочтите каждое высказывание и укажите, насколько точно оно применимо к коллективу вашей школы, проставив соответствующий балл. (Имеются в виду все члены коллектива вашей школы: учащиеся, преподаватели, администрация, прочий персонал.) В конце суммируйте все баллы для того, чтобы дать итоговую оценку вашей школе.

ШКАЛА ОЦЕНКИ

1 - нет/никогда 2 - редко 3 - часто 4 - да/всегда

  1. В моей школе учащимся обеспечена безопасность и личная неприкосновенность. (Ст. 2 и 3).
  2. В отношении членов школьного коллектива нет дискриминации по причине избранного ими образа жизни, как, например, манера одеваться, знакомство с определенными людьми или внешкольная деятельность. (Ст. 14; Протокол №12).
  3. В моей школе существует равный доступ, одинаковые ресурсы и мероприятия для всех. (Ст. 14; Протокол № 12).
  4. Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминационных или унизительных действий, материалов или высказываний в школе. (Ст. 2, 9, ст. 14; Протокол № 12).
  5. Когда возникают конфликты, мы пытаемся решать их сообща мирными методами. (Ст. 2, 3).
  6. В дисциплинарных вопросах (включая случаи отстранения от занятий и исключения из школы) каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при установлении вины и определении наказания. ( Ст. 6).
  7. Каждый учащийся, обвиняемый в совершении нарушения, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена. (Ст. 6)
  8. Никто не посягает на мое персональное место или имущество. (Ст. 8, ст. 1 Протокол №1).
  9. Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, руководителей и персонал разных национальностей и культур. (Ст. 1, 9, 10,14; Протокол № 12).
  10. Учащиеся в моей школе имеют возможность (индивидуально или через свои организации) принимать участие в демократических процессах принятия решений по разработке политики и правил своей школы. (Ст.11, ст. 3 Протокол №1).
  11. Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня и установлены разумные часы работы в нормальных условиях. (Ст. 4)
  12. В своей школе я ответственно отношусь к тому, чтобы поведение других исключало дискриминацию и способствовало безопасности и благополучию коллектива школы. (Ст. 1 и 29).

МАКСИМАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНАЯ ТЕМПЕРАТУРА = 48 ГРАДУСОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ТЕМПЕРАТУРА В ВАШЕЙ ШКОЛЕ ________________

Источник: D. Shiman & K. Ridelius-Palmer, "Economic and Social Justice: a Human Rights Perspective (Д.Шиман и К. Руделиус-Палмер, «Экономическая и социальная справедливость с точки зрения прав человека»), Миннеаполисский информационный центр по правам человека, Университет штата Миннесота, 1999г.

В «Интернете»: http://www.hrusa.org/temperature.htm



Новости
| Европейская конвенция | Европейский Суд | Совет Европы | Документы | Библиография | Вопросы и ответы | Ссылки


© Council of Europe 2002  Разработка: Компания "ГАРАНТ"
Проект финансируется при поддержке
Правительства Соединенного Королевства