Твой класс (твоя школа) и
права человека
Занятие 5
Цель занятий - изучить вашу школу под
микроскопом "прав человека".
"Температура прав человека" в твоей
школе
Участники анализируют климат прав человека в своей
школе, применяя критерии ЕКПЧ (*1). Последующая дискуссия ведет к выявлению
проблем, вызывающих особую озабоченность, и разработке плана действий по их
решению. Данные занятия отличаются повышенной сложностью, возможно,
потребуется поддержка и сотрудничество других преподавателей школы.
- Предложите участникам провести анализ климата
прав человека в своей школе - измерить "температуру", заполнив приведенную
ниже анкету.
- Перед обсуждением в классе на доске или на
большом листе бумаги запишите 4-х балльную шкалу оценки. Затем предложите
участникам ответить на каждый вопрос.
ПРИМЕЧАНИЕ: Возможно, учащимся будет трудно
отвечать на вопросы перед всем классом. Попробуйте собрать и заново раздать
анкеты, чтобы гарантировать анонимность опроса.
- На основе ниже перечисленных вопросов оцените
результаты обследования и составьте план действий.
- В каких областях ваша школа соблюдает или
поощряет принципы прав человека?
- В каких областях отмечаются проблемы с
соблюдением прав человека? Какие из них вас особенно заботят?
- Способствуете ли вы или другие ученики
формированию или сохранению существующего климата? (например, определенными
действиями или бездействием - игнорируете нарушения или не сигнализируете об
имевших место инцидентах).
- Насколько типичными для всей школы являются
полученные ответы? Будут ли отличаться результаты опроса, если на анкету
ответит другая группа учащихся?
- Что необходимо сделать для того, чтобы улучшить
климат прав человека в вашей школе? Какими делами вы и ваш класс можете помочь
тому, чтобы создать более гуманную и справедливую атмосферу, способствующую
развитию правозащитных ценностей и поведения?
- Разберите вопрос № 12 анкеты, подчеркнув
значение ответственного отношения и активной позиции. Затем обсудите вопрос о
том, что мог бы сделать весь класс, чтобы улучшить положение в области прав
человека. Составьте краткий план возможных действий. Проведите подробное
обсуждение плана, прежде чем приступать к его осуществлению.
ИЗМЕРЕНИЕ "ТЕМПЕРАТУРЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА" В ВАШЕЙ
ШКОЛЕ
ВВЕДЕНИЕ
Приведенные ниже вопросы составлены на основе
Европейской конвенции о защите прав человека и протоколов к ней. ( В каждом
вопросе анкеты в скобках отмечены соответствующие статьи). Отдельные вопросы
связаны в большей степени с ЕКПЧ, чем другие. Все вопросы анкеты связаны с
основополагающим правом человека на образование, закрепленным в статье 26
Всеобщей декларации прав человека. Статья 26 провозглашает: "Каждый человек имеет право на образование...
Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности
и к увеличению уважения к правам человека и основным
свободам."
Очевидно, что потребуются поставить дополнительные
вопросы, которые в ходе обсуждения позволят провести более полный
анализ.
Инструкции: прочтите каждое высказывание и укажите,
насколько точно оно применимо к коллективу вашей школы, проставив
соответствующий балл. (Имеются в виду все члены коллектива вашей школы:
учащиеся, преподаватели, администрация, прочий персонал.) В конце суммируйте
все баллы для того, чтобы дать итоговую оценку вашей школе.
ШКАЛА ОЦЕНКИ
1 - нет/никогда 2 - редко 3 -
часто 4 - да/всегда
- В моей школе учащимся обеспечена
безопасность и личная неприкосновенность. (Ст. 2 и 3).
- В отношении членов школьного коллектива нет
дискриминации по причине избранного ими образа жизни, как, например, манера
одеваться, знакомство с определенными людьми или внешкольная деятельность.
(Ст. 14; Протокол №12).
- В моей школе существует равный доступ,
одинаковые ресурсы и мероприятия для всех. (Ст. 14; Протокол № 12).
- Члены коллектива моей школы станут
выступать против дискриминационных или унизительных действий, материалов или
высказываний в школе. (Ст. 2, 9, ст. 14; Протокол № 12).
- Когда возникают конфликты, мы пытаемся
решать их сообща мирными методами. (Ст. 2, 3).
- В дисциплинарных вопросах (включая случаи
отстранения от занятий и исключения из школы) каждому учащемуся гарантировано
справедливое и беспристрастное отношение при установлении вины и определении
наказания. ( Ст. 6).
- Каждый учащийся, обвиняемый в совершении
нарушения, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет
установлена. (Ст. 6)
- Никто не посягает на мое персональное место
или имущество. (Ст. 8, ст. 1 Протокол №1).
- Коллектив моей школы охотно принимает
учащихся, преподавателей, руководителей и персонал разных национальностей и
культур. (Ст. 1, 9, 10,14; Протокол № 12).
- Учащиеся в моей школе имеют возможность
(индивидуально или через свои организации) принимать участие в демократических
процессах принятия решений по разработке политики и правил своей школы.
(Ст.11, ст. 3 Протокол №1).
- Членам коллектива моей школы
предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня и
установлены разумные часы работы в нормальных условиях. (Ст. 4)
- В своей школе я ответственно отношусь к
тому, чтобы поведение других исключало дискриминацию и способствовало
безопасности и благополучию коллектива школы. (Ст. 1 и 29).
МАКСИМАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНАЯ ТЕМПЕРАТУРА = 48 ГРАДУСОВ
ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ТЕМПЕРАТУРА В ВАШЕЙ
ШКОЛЕ ________________
Источник: D. Shiman & K. Ridelius-Palmer,
"Economic and Social Justice: a Human Rights Perspective (Д.Шиман и К.
Руделиус-Палмер, «Экономическая и социальная справедливость с точки зрения
прав человека»), Миннеаполисский информационный центр по правам человека,
Университет штата Миннесота, 1999г.
В «Интернете»: http://www.hrusa.org/temperature.htm
|