Случаи из жизни
школы
Занятие 7
Цель занятия - способствовать обсуждению
вопросов, касающихся улучшения жизни в школе.
Подумайте над приведенной ниже небольшой
"историей". В чем ее смысл?
Учащиеся одного из начальных классов
возвращаются в класс с перемены. Учительница спрашивает маленькую Алису:
"Что ты делала на перемене?" Алиса отвечает: "Мы играли на детской
площадке". Учительница говорит: "Хорошо. Иди к доске, и если у тебя
получится правильно написать слово "игра", то я дам тебе "золотую
звездочку". Алиса пишет правильно и получает "золотую
звездочку".
Учительница спрашивает Билли, чем он
занимался на перемене. Билли отвечает: "Я играл с Алисой на площадке".
Учительница говорит: "Хорошо. Если правильно напишешь слово "играть" на
доске, я дам тебе "золотую звездочку". Билли пишет и получает золотую
звездочку.
Затем учительница спрашивает маленького
Ахмеда, чем тот занимался на перемене. В ответ Ахмед говорит: "Я хотел
поиграть с Алисой и Билли, а они кидались в меня камнями". Учительница:
"Что? Они в тебя кидались камнями. Это похоже на вопиющую и
непростительную расовую дискриминацию. Если на доске правильно напишешь
фразу "вопиющая и непростительная расовая дискриминация", я дам тебе
золотую звездочку".
Такого, наверное, никогда не было, но эта "история"
обращает внимание на то, как непросто установить, насколько поощряются в той
или иной ситуации прав человека. Школа зачастую бывает местом бесправия,
пользуясь выражением профессора философии Бернара Дефранса. Бывали случаи,
когда учителя, директора школ и учащиеся нарушали законы или посягали на
физическую или моральную неприкосновенность других. Такое может случаться и
тогда, когда люди не знают о законах или сталкиваются с дестабилизирующими
драматическими событиями как насилие, отторжение или изгнание. Как придать
нашим школам правовой характер? Кто должен в этом участвовать?
Раздайте экземпляры текста "события в школах",
отметив, что это - примеры из жизни школ на трех континентах. После того, как
учащиеся прочитают текст, разделите их на небольшие группы, в которых они
могут обменяться своими впечатлениями о прочитанном.
Предложите каждой группе выбрать один-два случая и
обсудить, какие права были нарушены, и что нужно сделать, чтобы предотвратить
такие ситуации. Далее им следует обсудить вопрос о том, кто должен участвовать
в предупреждении таких ситуаций: родители, учащиеся, учителя и администрация
школ.
Можно по-разному продолжить это занятие:
- использовать результаты ролевых игр
(*6)
- сравнить эти события с жизнью своей
школы
- подготовить проект школьной хартии прав и
обязанностей
Реальные события из жизни школ Африки, США и
Европы
- Учеников начальной школы подвергли оскорблениям и
побоям, а затем отстранили от занятий на 24 часа за то, что они не вымыли пол
в классе до прихода учителя.
- Мальчики подвергали унижениям и оскорблениям
девочек.
- Школьники надсмехались над полным
учеником.
- Старшеклассники вымогали деньги у учащихся младших
классов.
- Учащиеся постоянно перебивали криками учителя, не
давая ему вести занятия.
- Учитель называл своих учеников "дебилами" и
высмеивал отстающих.
- Во всех спорах взрослых с учащимися директор школы
всегда принимал сторону взрослых.
- Восьмилетнему школьнику заклеили рот клейкой лентой
за то, что он разговаривал без разрешения.
- Значительное число учащихся пропустило школу в день
религиозного праздника, все они получили "0", потому что в этот день учитель
устроил контрольную.
- Директор школы побоялся наказать учащихся, которые
оскорбили преподавателя, выполнявшего свою работу.
- Девятилетний школьник в качестве наказания должен
был написать на доске двадцать раз фразу " Мне нельзя смеяться в
школе".
- В средней школе преподаватель заявил, что массового
уничтожения евреев фашистами не было.
- Директор школы потребовал, чтобы виновный в краже
школьник публично сознался перед всей школой, которую для этого собрали в
школьном дворе.
- Директору школы не нравилось, что мальчики
подвязывают волосы сзади резинкой. Однажды он взял ножницы и отрезал одному
"нарушителю" хвостик.
- Молодые мусульманки отказались снять свои платки в
классе. Их выгнали из школы.
- В один из декабрьских дней одну их школьниц
наказали за то, что она пошла в учительский туалет. Неотапливаемые туалеты для
учащихся находились на улице.
- Один из учащихся пожаловался, что другие учащиеся
продают "травку" в школе. На перемене он подвергся оскорблениям со стороны
нескольких сверстников.
- На школьной автостоянке учителю прокололи шины и
изрисовали автомобиль.
Источник: Teaching Guide to the European Convention
on Human Rights ("Учебное пособие для преподавания Европейской конвенции о
защите прав человека") (*E).
|