Твое будущее, работа и
права человека
Занятие 8
Цель занятия - по-иному взглянуть на будущее и
выбор работы.
Созидание культуры прав человека требует того,
чтобы люди знали о правах и ответственности и умели защищать свои права. Это
также означает, что люди должны жить в духе прав человека. Данное занятие
позволяет научиться выявлять основные элементы такого подхода.
Разделите учащихся на две группы и побеседуйте с
каждой группой отдельно. Каждая группа получает фломастеры и большой лист
бумаги (размером 2 м на 1м) - его можно сделать, склеив вместе старые плакаты.
В каждой группе один из учащихся ложится на лист бумаги, и по его фигуре
рисуют трафарет человека.
Задача группы - подумать о таких качествах
(например, упорство и эгоизм) и навыках (например, умение убеждать других),
которые необходимы человеку в том случае, если он хочет преуспеть в жизни,
заботясь только о своих правах человека и НЕ думая о правах человека других
людей.
Задача второй группы - подумать о таких качествах
(например, упорство и терпимость) и навыках (например, умение находить
компромисс), которые необходимы человеку в том случае, если он хочет преуспеть
в жизни, считая, что права человека есть у всех людей.
Каждой группе следует вписать в трафарет фигуры
человека максимально возможное число качеств и навыков.
Соберите вместе две группы и сравните
результаты.
- Есть ли качества и навыки, которые записаны в
обеих фигурах? Почему?
- Какие качества и навыки являются наиболее важными
в фигуре второй группы?
- Вопрос, о котором каждый должен самостоятельно
подумать: "Каким человеком хочу быть я?".
Кем ты хочешь быть, когда
вырастешь?
Когда мы думаем о своей будущей работе, нам
известно, что на нашу судьбу могут повлиять многочисленные факторы, - не все
зависит от наших усилий. Обстоятельства могут меняться: в результате
экономического кризиса фирма, в которой вы работаете, может разориться; новое
правительство может ввести ограничения на ту область деятельности, в которой
вы хотите работать; если ваш давний друг предложит вам работу в другой стране,
требуемый уровень образования может повыситься; в ваш автомобиль может
врезаться грузовик; ваш лотерейный билет окажется счастливым... Жизнь - дело
сложное. Все же было бы интересно взглянуть на нашу будущую работу через
призму прав человека.
Мечта
Предложите своим ученикам подумать о том деле,
которым они мечтают заниматься в будущем.
- Почему сделали именно такой выбор?
- Как этого добиться?
- Какие качества и знания им понадобятся для
этого?
- Мечтал ли кто-либо из слушателей получить «место»,
где не пришлось бы трудиться?
Реальность
- Какую работу, на их взгляд, они получат на самом
деле?
- Отличается ли она от первоначального
выбора?
- Будете ли вы жить, чтобы работать или работать,
чтобы жить?
- В какой мере всем открыт равный доступ к такой
работе?
Права человека как часть работы
Для некоторых видов работы легче выделить функцию
прав человека по сравнению с другими. Полицейский выполняет профессиональную
работу и просто выполняет свои обязанности, соблюдая права человека: права
человека - тоже закон, а задача полиции - охранять закон. Многие из нас читали
книги или видели фильмы, в которых рассказывается о том, как "хорошие"
полицейские нарушают закон, чтобы поймать преступника, и нам это даже было по
душе! В реальной жизни полицейским иногда приходится очень трудно, когда им
необходимо делать выбор при возникновении противоречия между правами разных
людей.
Дополнительные примеры для обсуждения:
- Секретарь, работающий с персональными данными,
должен обеспечивать соблюдение права на частную жизнь.
- Охрана должна относиться одинаково ко всем, кто
желает попасть на дискотеку.
- Ученые, которые занимаются генной инженерией,
должны отвечать за то, как будут использованы результаты их исследований. Или
это только вопрос этики?
- Юмористы не могут рассказывать расистские
шутки.
Предложите своим ученикам внимательно задуматься о
выбранной ими профессии. Связана ли она с соблюдением, утверждением или
защитой прав человека? Могут ли они придумать такую ситуацию, когда их работа
имела бы прямо противоположный смысл? Сравните ответы.
|