ЕКПЧ на практике
Информация C
Система защиты прав человека
Прежде всего, система должна действовать на
национальном уровне. Каждое государство-член обеспечивает каждому человеку,
находящемуся под его юрисдикцией, права, определенные в ЕКПЧ. Практически все
государства-члены Совета Европы инкорпорировали ЕКПЧ в свое
внутригосударственное законодательство, позволив тем самым своим гражданам
ссылаться на конвенцию в национальных судах, которые, соответственно, должны
использовать многочисленные примеры прецедентного права ЕКПЧ.
В том случае, если эти изначальные гарантии
реализовать не удается, каждый человек может при определенных условиях
обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека. Заявителям
необходимо продемонстрировать, что ими были исчерпаны все эффективные средства
правовой защиты в стране предполагаемого нарушения - как правило, это
означает, что иск заявителя был отклонен высшей судебной инстанцией
страны.
Государства могут также подавать жалобы на другие
государства, однако такое происходит в редких случаях и обычно связано с
обвинениями в серьезных нарушениях прав человека.
Согласно первоначальному тексту конвенции было
учреждено два независимых органа для наблюдения за выполнением прав,
гарантированных в ЕКПЧ: Европейская комиссия по правам человека и Европейский
суд по правам человека. Ввиду постоянного увеличения объема работы в 1993 году
было принято решение о создании нового Европейского суда по правам человека
вместо прежней двухярусной системы. Протокол № 11 к конвенции, который
содержит эти изменения, был открыт для подписания в 1994 году. 1 ноября 1998
года в Страсбурге в составе Совета Европы начал свою работу новый Суд по
правам человека.
Все ратифицировавшие конвенцию государства обязаны
признавать решения Суда. Суд работает на постоянной основе в Страсбурге и
занимается рассмотрением дел на всех этапах, начиная с предварительного
рассмотрения жалоб вплоть до вынесения решений.
Судьи действуют совершенно независимо и избираются
Парламентской Ассамблей Совета Европы.
Категории рассматриваемых Судом
дел
Поток жалоб, поступающих в Суд, возрастает, потому
что все больше людей узнают о его существовании. Постоянно расширяется область
вопросов, с которыми связаны жалобы:
- исчезновения и
незаконные убийства;
- пытки и жестокое
обращение с заключенными;
- произвольное
лишение свободы;
- отсутствие доступа
к суду;
- отсутствие
справедливого судебного разбирательства в разумный срок
- прослушивание
телефонных переговоров;
- депортация и
экстрадиция;
- дискриминация
против гомосексуалистов;
- свобода
прессы;
- права родителей,
чьи дети были переданы на воспитание другим сторонам;
- ущемление
имущественных прав;
- роспуск
политических партий.
Как рассматривается дело в Суде?
Вначале Суд устанавливает приемлемость жалобы. Этот
технический термин означает, что жалоба в первую очередь должна
соответствовать определенным договорным требованиям, например, должны быть
исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, а с даты вынесения
окончательного решения по делу должно пройти не более шести месяцев. Часто Суд
проводит публичные слушания для одновременного рассмотрения дела на предмет
приемлемости и по существу (т.е. имело ли место нарушение положений
конвенции). Суд может проводить заседания в составе палаты из семи судей, а в
исключительных случаях - в составе Большой палаты из семнадцати
судей.
После принятия решения о приемлемости жалобы и
соответствии с требованиями ЕКПЧ Суд предлагает сторонам (истцу
и соответствующему государству) прийти к дружественному урегулированию. Это
означает, что обеим сторонам настоятельно предлагается прийти к
взаимоприемлемому решению: оно может предусматривать изменение государством
закона и/или выплату компенсации в обмен на отзыв иска.
Решения палат могут быть опротестованы в Большой
палате. Однако после того, как постановление палаты становится окончательным -
через три месяца - оно не подлежит обжалованию. Решение Большой палаты
становится окончательными в момент его вынесения. Решения могут оглашаться на
заседании Суда или доводиться до сторон в письменном виде. Решения Суда
являются обязательными по международному праву. В тех случаях, когда Суд
находит нарушения, его решение предполагает обязательство соответствующего
государства о недопущении подобных нарушений в будущем. Суд может также
присудить "справедливую компенсацию" потерпевшей стороне, в том числе и за
счет государства, против которого была подана жалоба.
Задача по контролю за исполнением решений Суда
возложена на Комитет Министров, который обеспечивает выплату присужденной
Судом справедливой компенсации потерпевшей стороне и в определенных случаях
принятие других конкретных мер, необходимых для полного возмещения нанесенного
ущерба, таких как: возобновление разбирательства, отмена распоряжения о
запрете или конфискации, отмена судимости или выдача вида на жительство. Он
также обеспечивает принятие государствами общих мер по недопущению повторения
нарушения: изменение законодательства, судебной практики, подзаконных актов
или административной практики, строительство новых тюрем или назначение новых
судей.
Примеры мер, принимаемых государствами по
решениям Суда
- Австрия изменила свое законодательство
относительно обращения с заключенными в психиатрических лечебницах и выдела
чрезвычайные государственные ассигнования для иностранцев, постоянно
проживающих в стране;
- Бельгия внесла поправки в законы о
бездомных и приняла меры по ликвидации всех видов дискриминации в отношении
внебрачных детей;
- Болгария лишила прокуроров права издавать
постановления о предварительном заключении подозреваемых под
стражу;
- Дания внесла изменения в свое
законодательство, касающееся содержания лиц в предварительном
заключении;
- Греция внесла поправки в свое
законодательство относительно предварительного заключения;
- Италия приняла закон об обязательном
присутствии адвокатов в Кассационном суде;
- Нидерланды внесли поправку в закон о
режиме содержания душевнобольных пациентов;
- Португалия реформировала свою систему
административных судов и увеличила число судей;
- Румыния распространила право на
обжалование действий прокуратуры на имущественные права;
- Соединенное Королевство ввело запрет на
телесные наказания в школах;
- Турция сократила максимальную
продолжительность полицейского ареста;
- Финляндия изменила свои законы о попечении
над детьми и о праве родителей на посещение своих детей, находящихся на
попечении;
- Франция, Испания и Соединенное Королевство
приняли законы о прослушивании телефонных переговоров;
- Швейцария пересмотрела свою систему
уголовных судов и уголовно-процессуальные нормы;
- Швеция внесла поправку в закон об
обязательном религиозном воспитании.
|